Биографический очерк
"Среди всех негров, с которыми мне приходилось беседовать, я не встречал ни одного, который благородством души или мудростью правления превосходил бы эту королеву... в политических делах она проявляла большой ум, а в домашних – проницательность и осторожность" – писал Кавацци, миссионер-капуцин, бывший одно время духовником этой незаурядной женщины.
Она родилась в 1582 году в семье правителя Ндонго, государственного образования на территории современной Анголы. От титула правителя -"нгола" и получила название эта страна. Отец девочки – Нгола Килуанжи поддерживал с португальцами Луанды (местопребывания губернатора) отношения вооруженного мира. Положение обострилось после его смерти около 1617 года, когда во главе Ндонго встал его сын и наследник Нгола Мбанди. К этому времени португальцы значительно расширили работорговлю и предприняли ряд военных экспедиций в глубь материка -они ожидали, помимо захвата невольников, овладеть громадными запасами серебра, которые, по слухам, имелись во внутренних районах страны. Нгола Мбанди начал военный поход против них, предварительно подавив сопротивление и соперничество внутри семьи, убив своего племянника, сына своей сестры Нзинги и сослав ее самое. С его точки зрения, это была необходимая предосторожность, так как по принципам материнского права, существовавшего в этих местах, именно племянник – сын сестры, был его первым наследником, а, следовательно, самым опасным соперником.
Однако поход закончился неудачей. Плохо дисциплинированное войско, ополчение (а иных в африканских доколониальных государствах не существовало), не выдержало натиска профессиональной армии губернатора Анголы. Столица Мбанза-Кабана оказалась в руках португальцев, семья захвачена в плен, а сам Нгола Мбанди бежал, укрывшись на труднодоступных островках Кванза. Современники писали, что хотя "португальцы выиграли войну, но не смогли оккупировать территорию".
Новый губернатор искал путей примирения с правителем Ндонго тем более все торговые пути оказались перекрытыми, Луанда же– отрезана даже от рынков продовольствия. Поэтому дружба с местной знатью была необходима для успешной торговли рабами, которых требовалось все больше для работы на плантациях и рудниках Бразилии. Именно из Анголы – предки современных чернокожих бразильцев, до сей поры сохранивших в своей среде верования, фольклор, некоторые обычаи африканцев.
На переговоры в 1621 году была послана Нзинга – брат-соперник был вынужден признать ее незаурядные способности. Это был ее первый выход на историческую сцену. Делегацию местного правителя встретили торжественно, с салютом из пушек. На португальцев произвели большое впечатление ее чувство собственного достоинства и находчивость. Кавацци так описывал эту встречу – "Когда ей была предоставлена аудиенция у вице-короля, она, войдя в зал, заметила, что там на самом почетном месте стояло только одно бархатное кресло, отделанное золотом, которое предназначалось для ... вице-короля, а напротив лежал очень богатый ковер и бархатные подушки... предназначенные для эфиопов(так вслед за Библией долгое время называли всех африканцев – Э.Л.) владык. Не смутившись и не сказав ни слова, она сделала знак глазами одной из своих дам, которая тотчас же встала на четвереньки, подставив спину своей госпоже, которая уселась, как на стул и продолжала так сидеть, пока не кончилась аудиенция". Таким образом Нзинга показала, что считает себя равноправной участницей переговоров, а не покорным вассалом Португалии.
По свидетельству очевидцев, "она требовала мира с достоинством, предложила прочный и постоянный союз и показала, что веские и очевидные причины делают мир столь же необходимым для португальцев, как и для пославшего ее короля. Она удивила, изумила и убедила весь Совет," и, "убежденные и побежденные ее доводами, высшие должностные лица и члены Совета почти ничего не могли возразить против ее предложений". Договор был заключен. Большим успехом миссии Нзинги было то, что стороны рассматривались как равные участники союза, а не как сюзерен и подданные. Рассчитывая, что столь умная, решительная, гордая женщина может стать выгодной и надежной союзницей, ее убедили в 1622 году принять крещение под именем Анна(в честь жены португальского губернатора, принимавшей участие в церемонии).
В 1624 г. Нгола Мбанди умер при невыясненных обстоятельствах. Нзинга, став единственной правительницей, отреклась от христианства и разорвала союз с португальцами. Она начала с ними борьбу, "обратившись к ложным богам и выполняя их волю", как писали хронисты. На самом деле она выполняла волю подданных, недовольных все более активной работорговлей европейцев.
Первым ее шагом, однако, были не военные действия, а посылка послания новому губернатору Анголы, Фернану де Соуза, с требованием эвакуации португальцами фортов и глубине стра-ны(Мбака и др.). Момент был выбран очень удачно, так как к этому времени на арену мировой торговли вышла Голландская Ост-Индская компания, созданная в 1621 году. И ее корабли летом 1624 года сожгли в Луанде шесть португальских судов и угрожали господству Португалии в этой части света.
Одновременно она начала готовить армию. Последняя быстро росла за счет беглых рабов, которым была обещана свобода. Некоторые португальцы жаловались, что потеряли по 100-150 рабов. Анна Нзинга сумела также привлечь на свою сторону и обычно враждующие соседние племена. Поэтому когда очередные переговоры в 1625 году зашли в тупик, война была предрешена и войска Нзинги готовы к ней. Поводом для нее стало провозглашение одного из союзников Португалии, Ари Килуанжи, правителем Ндонго. После того как в ответ на это войска Нзинги начали против него военные действия, Луанда объявила ей войну -формально для защиты португальского подданного. Время от времени в виду угрозы со стороны Голландии португальцы делали попытки заключить с ней договор, непременным условием которого, однако, было требование признать зависимость от португальской короны и выплачивать ежегодную дань. Это условие возмутило ее, и она заявила, что она независимая и суверенная правительница и что "это ей могли бы предложить, будь она побеждена силой оружия, но что до этого далеко, ибо у нее есть не только хорошие войска, но и отвага , более чем достаточная, чтобы образумить врагов". К началу 1626 года португальцы подготовили хорошо оснащенную военную экспедицию. Она выбила Нзин-гу с островов реки Кванза, но разбить не сумела. Отступив вглубь страны, она укрепилась на северо-востоке.
Укрепившись на побережье, португальцы еще шире развернули работорговлю, отряды торговцев-метисов "помбейруш" разоряли местные селения. К тому же назначение правителем Ндонго марионеточного крестившегося "дона Филиппа", не принадлежавшего к традиционной династии, и, следовательно, с точки зрения местных верований, не обладавшего благодатью "священного царя-жреца", долженствовавшего вызывать дождь и обеспечивать благоденствие народа, вызывало недовольство и знати, и простого люда. Результатом стало повальное бегство "под руку" Анны Нзинги.
Двигаясь на северо-восток от Кванзы, завоевывая местные племена и привлекая на свою сторону воинственный народ жага – храбрых и искусных воинов, в 1630-1635 годах она обосновалась в горах Матамбы, создав сильное и устойчивое политическое объединение. По мнению некоторых исследователей, оно стало своеобразным иерархическим полуфеодальным государством. Сама Нзинга обладала правом жизни и смерти своих подданных, считалась собственницей всего, что имели они, обязанные трижды в неделю возделывать земли для производства продуктов питания для двора. Очевидцы утверждали, что двор ее был столь же многолюден, как королевские дворы Европы и состоял из людей, "достоинства и обязанности которых давали им право считаться благородными".
В этих областях сохранялось (и местами сохраняется и поныне) материнское право, основанное на материнском счете родства и, как следствие, сравнительно свободное положение женщины в семье и обществе. И в Матамбе не только во главе страны стояла женщина, но и на каждую должность назначались "соправители" – мужчина и женщина. Институт соправительниц до конца прошлого века сохранялся к северу -у народов лунда, луба и куба в бассейне реки Конго, а в Буганде (на территории современной Уганды)– даже до середины нашего века. Женщины участвовали и в войнах, а в мирные периоды состязались в силе, ловкости и отваге, в которых "дамы, во главе с королевой выходили одетые и вооруженные как амазонки. Они устраивали сражение, в котором королева, хотя и обремененная более чем 60 годами, обнаруживала ту же храбрость, силу, ловкость и проворство, которые она имела в 25 лет".
Укрепив свое государство, Нзинга возглавила союз Матамбы с северным соседом – Конго, Касанжи(в центре современной Анголы) и племенами востока, образовав антипортугальскую коалицию. Первое выступление оказалось не очень удачным из-за разногласий среди союзников -правитель Касанжи, воспользовавшись отсутствием Нзинги, опустошил земли Матамбы, а позднее радушно принял посланцев нового губернатора . Попытки особой миссии, отправленной в страну с целью склонить к принятию мира самое Нзингу, окончились бесславно (хотя и продолжались несколько месяцев). Очевидец писал, что "Нзинга была полна ума и превосходно владела искусством иронии, ответила, что она прекрасно знает силы и доблесть своих врагов и желала бы иметь честь быть союзницей португальской короны... но считает справедливым добиваться или строго по суду, или с оружием в руках удовлетворения своих претензий на провинции, которыми мирно владели ее предки". Она была полна решимости продолжать борьбу.
В мае 1641 года на рейде Луанды вновь появились голландцы. Ими был захвачен и транспорт с двадцатью кораблями, и "великий и прекрасный город, насчитывающий около 5000 больших и красивых каменных домов... кроме того, пять замков и семь батарей, где было около 130 пушек и 60 ружей". Вскоре они завоевали и крепость Сан-Фелипе-де-Бенгела. Нзинга умело воспользовалась ситуацией и предложила голландцам, объединив усилия, создать для борьбы против португальцев союз, к которому вскоре присоединился и правитель Конго. Под ее начало отправили отряд из 300 солдат. Ей удалось установить политический контроль над большей частью побережья и внутренних областей страны, что особенно важно, над основными торговыми путями. В ее руках сосредоточилась вся торговля (в том числе и самая прибыльная -рабами– ведь она была человеком своего времени). Получаемая же прибыль позволяла еще более укрепить свое государство и особенно армию. В руках португальцев оставался лишь единственный форт Массангано.
Португальцам пришлось вызвать подкрепление из Бразилии. Но даже эта помощь и привлечение на свою сторону правителя Касанжи, видевшего в Нзинге соперницу, не помогли. В 1647-48 годах местными армиями было одержано несколько крупных побед. Для полной победы следовало захватить Массангано. Попытка организовать внутри форта заговор, предпринятая Фунжи, сестрой Нзинги, которая много лет жила в плену, была раскрыта, и Фунжи казнена. К тому же из Бразилии в августе 1648 года прибыл Сальвадор да Са, назначенный новым губернатором – с сильным флотом и большим отрядом. Португальцы овладели Луандой, так как голландский гарнизон был ослаблен из-за того, что часть его была отправлена к Массангано. Узнав о сдаче Луанды, "они... покинули негров, которые решили не принимать капитуляции". А вскоре унизительный договор с Салвадором да Са вынужден был подписать и другой союзник Нзинги – правитель Конго.
Нзинга вернулась в Матамбу, отказавшись от признания подобного соглашения, но некоторые уступки были все же сделаны – в частности, изданы законы, запрещавшие традиционные культы. Совет губернатора в Луанде в 1656 году вновь потребовал подписать с ней договор, согласно которому Нзинга должна была возобновить продажу рабов португальцам, платить ежегодную дань и поклясться быть "другом друзей и врагом врагов" португальцев. Признать себя вассалом Нзинга категорически отказалась. Подписанный все же в апреле 1657 года мирный договор был "почетным" – от дани она освобождалась, Матамба оставалась независимой. Последнее успешное сражение уже немолодой предводительницы было в том же году против вождей жага, постоянно нарушавших обещания не опустошать Матамбу.
На похвалу ее храбрости она ответила католическому миссионеру отцу Антуану Гаете – "Я теперь стара, отец мой, и заслуживаю снисхождения. Когда я была молодой, я не уступала ни одному жага в быстроте ходьбы и ловкости руки. Было время, когда я не боялась сразиться с 25 вооруженными белыми солдатами. Правда, я не умела пользоваться мушкетами, но для ударов мечом тоже нужны храбрость, отвага и рассудительность".
Последние годы ее жизни прошли мирно, с португальцами были установлены торговые отношения, разрешена христианизация страны. 17 декабря 1663 года Анны Нзинги Мбанди Нгола не стало. Ей было примерно 81 гол, сорок из этих долгих лет она была единовластной правительницей страны, а тридцать один год вела неравную, но доблестную борьбу с португальскими колонизаторами и их союзниками.
Новое наступление португальцев на внутренние земли современной Анголы, встретило сопротивление населения Матамбы. А возглавили его преемники Нзинги – ее сестра Камбо(в крещении Барбара) и ее сын Нгола Канини (крещеный под именем Франсис-ку Гутьериш). Последний запретил даже пускать португальцев на свои земли, приказал нападать на невольничьи караваны и освобождать рабов. Португальцы, направившие против него большой отряд, были в 1681 году разбиты при Котоло, но в этом сражении Франсиску был убит.
Ему наследовала сестра– Вероника Гетерии. Опасаясь жестокой мести, она направила в 1683 году миссию в Луанду с предложением вечного мира. Предложенный губернатором договор включал требование о признании вассалитета. А также свободного прохода через земли Матамбы торговых караванов. Довогор подписан не был.
Но еще долго время от времени вспыхивали восстания против португальцев. Восставшие нападали на работорговцев и миссионеров (а нередко это были одни и те же люди), громили церкви, запрещали иностранцам появляться на своих территориях. Ответом были жестокие карательные акции – по свидетельству современников, во время одной из них было сожжено 150 деревень и угнано в рабство несколько тысяч человек. Только в самом конце 17 века вся Матамба и соседние области оказались под полным контролем Луанды.
Опубликовано в:
"Военное искусство в культуре народов Африки Южнее Сахары ", Москва, изд-во. "Гуманитарный" Академии гуманитарных исследований, 2001
Обновлено:08:25:23 AM GMT
Лента: